Происхождение осетинских фамилий

Валерий ГаззаевДанная статья является сокращенным (предназначенным для широкого круга читателей) вариантом диссертации на соискание научной степени по этимологии. Толчком для публикации послужила прочитанная мною недавно книга З.Гаглоевой «Осетинские фамилии». 
Каждая эпоха выдвигает свои авторитеты, в том числе в научной сфере. Такими незыблемыми авторитетами в области осетинской исторической науки, этнографии и лингвистики были В.Абаев, Б.Калоев, З.Ванеев и многие другие. В их профессионализме, научной подготовке и патриотизме сомнений нет и быть не может. Но советская эпоха, во времена которой они творили, не могла не наложить на их работы определенного отпечатка, поместила их в рамки, за которые они не могли выйти в силу объективных причин. Мог ли, к примеру, этнограф и этимолог с мировым именем, составитель первого в мире этимологического словаря Васо Абаев не понимать, что не иронское Царазон произошло от латинского Цезарь, а наоборот, латинское Цезарь имеет глубокие иронские корни? Но! Чтобы убрать это «но», нужен новый взгляд из новой эпохи, который и предлагается иронам. 
Маленькое пояснение к слову «ирон». Каждая нация имеет самоназвание, а каждая уважающая себя нация добивается того, чтобы при ее определении пользовались именно этим термином, хотя бы на общепризнанных международных языках. Должны ли мы называть себя русскими «ясами», грузинскими «осами» или же греческими «аланами», решать самим иронам. В принципе, все эти названия переводятся как «светлый». Теперь конкретно о нашем самоназвании «ирон». 
Происхождение слова «ирон» настолько древнее, смысл его настолько полноценен и прекрасен, что не пользоваться терминологией «ирон», «иронский» - просто преступление. Происхождение термина «ирон» - это тема отдельной статьи, но я могу кратко отметить, что он произошел от скифского vira и означает «воин небесного происхождения». 
В любом случае, я считаю, что в научной терминологии надо пользовать исключительно термин «ирон», «иронский». 
Прежде чем перейти в вопросу о происхождении, процессе становления и фиксации иронских фамилий, я хочу отметить, что глубоко почитаю Васо Абаева и считаю, что иронская православная церковь должна канонизировать его как эталон ирона и образец служения народу, так же, как грузинская православная церковь канонизировала царицу Тамару. Кстати, о царице Тамаре. Иронской православной церкви, наверно, стоит рассмотреть вопрос и о канонизации мужа царицы Тамары, точнее, царя Грузии Сослана Царазона, имеющего перед иронами, да и перед грузинским народом гараздо больше заслуг, чем его царственная супруга. В контексте же данной статьи стоит напомнить и о том, что фамилия Царазон не менее древняя, чем династия Багратионов или Багратиди. 
Итак, по вопросу о происхождении фамилии Царазон позволю себе высказать несколько иное мнение, отличное от мнения бога этимологии В. Абаева. Позволю себе досказать то, что в силу условий Советской эпохи В. Абаеву просто не позволили бы озвучить. 
Официально В.Абаев считал, что «Царазон» произошло от позднелатинского «Цезарь» (Caesar) путем перестановки согласных «з» и «р» с прибавлением патрономического форманта «он» (Цезарь – Цезарон – Царазон). Он относит происхождение этой фамилии к 10 веку нашей эры, к моменту расцвета Аланского царства и укрепления влияния и мощи аланских царей. По мнению Абаева, аланским царям недоставало только знатного происхождения, и они заявили о своем происхождении от римских цезарей. 
Уместно здесь, наверное, напомнить, что этимология – раздел языкознания, занимающийся изучением первоначальной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения (греческое etymon - истинное значение слова). Главным методом, используемым в современной этимологии, является метод использования законов лингвистики на основе математического анализа, логики и компьютерного программирования, естественно, на базе этнографического и исторического материала. В том случае, когда речь идет о древнейших языках, к которым относится в первую очередь иронский (осетинский), роль и значение этимологии просто невозможно переоценить в процессе осмысления прошлого древних народов. Поскольку данная статья предназначена для широкого круга читателей, то следует отметить, что наряду с истинно научной этимологией существует так называемая народная этимология – так называют случаи вторичного этимологического осмысления слов, превоначально имевших другое происхождение. Немного разобравшись с понятием «этимология», читателю легче будет ориентироваться в предлагаемом материале. 
О происхождении фамилии Царазон. Рассмотрим схему Васо Абаева «Цезарь - Цезарон - Царазон». Если происхождение «Цазарон» от «Цезарь» легко объяснимо с чисто лингвистической точки зрения, прибавлением патрономического форманта «он», то в трансформации «Цазарон» в «Царазон», т.е. в перестановке согласных «з» и «р» нет никакого логически смыслового содержания, не говоря уже о том, что данная лингвистическая трансформация (к счастью, ее не было на самом деле) лишена элементарного эстетического содержания. Теперь для большей наглядности и ясности проведем пародоксальную на первый взгляд параллель между происхождением названий «Горгасали-Цезарь». Горгасали (точнее, Горгысар) – «волчья голова», т.е. «сали» - это грузинская трансформация иронского «сар» - голова. Вахтанг Горгасал (Горгасар) – так стали называть грузинского царя после победы его над персидским войском в 5 веке из-за изображения волка на его шлеме. Теперь! Теперь проведем этимологический разбор слова Цезарь (Caesar). Следует особо отметить, что «Цезарь» - это не фамилия и не имя. Это титул римских императоров и их преемников в период Римской империи. В периоды же республиканской формы правления в Риме цезарями никого не называли. Гай Юлий, ставший первым Цезарем, или Кесарем (греческое произношение) – один из выдающихся полководцев всех времен и народов. По его трудам «Записки о Гальской войне» и «Записки о гражданской войне» учились военному делу все, вплоть до Суворова и Наполеона. 
Блестящие военные компании, проведенные Цезарем в Азии и Африке, хронологически совподают с выделением из общей иронской среды и появлением на исторической арене аланских племен. Ничего удивительного в том, что блестящий римский полководец, командовавший самой мощной и хорошо обученной армией того времени, при первом же столкновении с аланами обратил их в бегство. Хотя наверняка наши предки оказали им достойнейшее сопротивление. Пусть слово «бегство» не смущает читателя, ибо в течение 1000 лет от римского войска убегали все. 
Точно так же, как побежденные персы бежали от царя Вахтанга (сына аланки по имени Сагдухта) с криками «Горгысар!», аланские войны уходили от войск Гая Юлия с криками «Кайсар!». История не сохранила подробностей первого столкновения алан с римлянами, но сохранила и пронесла в веках имя Цезарь (иронское произношение – Кайсар, греческое – Кесарь), которым окрестили наши предки великого римского полководца Гая Юлия. Кстати, я не настаиваю на том, что аланы убегали от римлян; вполне могло иметь место и другое развитие событий: увидев мужественное сопротивление и ярко выраженные качества выдающихся войнов, Гай Юлий предложил аланам войти в состав римского войска отдельным аланским легионом, что аланы с удовольствием и сделали. Но от этого не перестали называть Гая Юлия Кайсаром. 
Лингвистически несложное словосочетание Кай – сар (Кесарь, Цезарь) понятно каждому ирону. Взглянув на блестящий золотом шлем римского полководца, вам станет ясно, почему наши предки окрестили его Кайсаром. 
Кай переводится с иронского как «блестящая скала», в тоже время, кай – «скала», синоним слова «крепкий». 
Сар – это слово только в родном иронском языке сохранило свое первоначальное значение – голова. 
Итак, Кайсар (Цезарь, Кесарь) - однозначно иронского происхождения и переводится как «блестящая голова». Гениальные у нас все же были предки. 
Для скептиков и сторонников народной этимологии даже прямой разбор слова Цезарь приводит к тем же иронским корням: «ца» - трансформированное от «цар» - по иронски «небо», «потолок». «Зар», «сар» - однозначно переводится как голова: в латинском языке «з» и «с» - сливающийся звук. Итог практически тот же: «небесная, блестящая голова». В дальнейшем разбор слова «Царазон» еще раз подтвердит правоту этой идеи, а также то, что это слово не произошло от слова «Цезарь». Общее у «Цезаря» с «Царазоном» только то, что они имеют иронские корни, причем у «Царазона» они намного древнее. 
Теперь вернемся конкретно к вопросу о происхождении иронской фамилии Царазон. Какой ирон (осетин) не знает значения слов цар (в данном случае – небеса, в обиходе – потолок)? «Орел» произносится на иронском как «царгас». Цар - небеса, гас – смотритель. Дословно – смотритель небес, а разве орел не хозяин небес? 
Какой ирон не возносит молитву Стыр Хуцау (Стыр Хуцау дословно переводится как Великий Бог Солнца и Неба), как древний египтянин - Богу Солнца и Небес Амон-Ра? Стыр Хуцау – Стыр (великий), ху изначально – «хур» (солнце), цау - трансформированное «цар» (небеса). Получается: Стыр – ху – цау, дословно - Великий Бог Солнца и Небес. 
Теперь Царазон: Цар – небеса, аз – равный по величине, -он - суффикс принадлежности. Следовательно, Царазон переводится дословно как... «человек божественного происхождения, равный Богам». Кто из царей, фараонов, султанов, правителей всех мастей, времен и народов не пытался доказать божественность своего происхождения, и почему ироны в этом плане должны быть исключением? 
А много ли значила для аланских царей Римская империя, рухнувшая в пятом веке, т.е. за шесть столетий до появления(якобы) фамилии Царазон, а главное, почитали ли они давно усопших ее правителей настолько, чтобы заявить о своем происхождении именно от Цезарей? Большой вопрос. Но абсолютно точно, что для огромной массы аланских войнов, готовых сразиться с кем угодно, Цезарь был ничего не значащим - пустым звуком. Другое дело Царазон, смысл которого для них был понятен и главное абсолютно приемлем – «Равный Богам, небесного происхождения». 
Итак, фамилия Царазон имеет глубокие иронские корни и никакого отношения к римским «золотоголовым» (Цезарям) военачальникам не имеет. Более того, фамилия Царазон намного древнее, чем Цезарь. 
Разобравшись с происхождением фамилии Царазон, попытаемся разобраться и с временем его возникновения. 
Почти все историки, этнографы, этимологи советского периода во главе с В. Абаевым относят возникновение фамилии Царазон к 10 веку нашей эры, к моменту расцвета Аланского царства на Кавказе. Но так ли это на самом деле? Проведем некоторые историко-этимологические параллели и мы убедимся не только в древности фамилии (династии) Царазон, но и вникнем в процесс возникновения и становления практически всех иронских фамилий. Общеизвестно, что 7-10 тысяч лет назад в древнем Египте люди жили номами (ном – группа людей объединенных по родственному признаку). Других мотивов для совместного проживания небольших групп людей, кроме родственных, в высокоразвитом уже в то время Египетском государстве с четко выраженным социальным расслоением общества быть не могло. Итак, «ном» - группа людей, объединенных по родственному признаку. А разве кто-нибудь знает другое определение фамилии? Ном – фамилия, довольно архаичная ее форма, но - фамилия. Конечно, фамилии исчезали, вырождались, трансформировались, но это уже другой вопрос, хотя очевидно, что сквозь века и даже тысячелетия могли пройти только мощные, многочисленные фамилии. Теперь вспомним наш иронский «ном». Сегодня на иронском языке «ном» - просто имя. Но копнем поглубже... Мы еще сохранили древние обороты речи: «фыды ном», «фыдалты ном», что конечно же означает не «имя отца» конкретно, а фамилию предков в контексте славного прошлого - прошлого, которое нельзя посрамить. 
Те же ироно–египетские параллели приводят нас к поразительным результатам: понятия «фараон» и «царазон» абсолютно равнозначны, оба означают принадлежность к царскому роду, считаются божественного происхождения и относятся к одному и тому же историческому периоду. Теперь судить о времении происхождения славной фамилии Царазон может практически каждый ирон. 
Что же касается времени и процесса становления других основных иронских фамилий, то они происходили минимум на 1000 лет раньше, чем предполагает уважаемая З.Гаглоева в своей работе «Осетинские фамилии», и доказать это довольно просто на примере возникновения и становления конкретных иронских фамилий. 
Саккаты, Сагкаты (Саккаев, Сагкаев). По утверждению З.Гаглоевой, наряду с фамилиями Саккаев, Сагкаев осетинскими являются также фамилии Саакашвили, Саакадзе. Но тогда, продолжая логическую нить З. Гаглоевой, следует утверждать, что «осетинскими» являются и армянская фамилия Саакян, и азербайджано-дагестанская Сааков (Саахов) – ведь у всех этих фамилий один корень. 
В реальности же: по общепризнанным историческим сведениям, североиранские племена саков-сарматов, выделившись из основной массы иронских племен, в 5-3 веках до нашей эры вихрем пронеслись по территории стран современного Закавказья, Прикаспия и осели в Средней Азии, основав там свое государство (просуществовавшее вплоть до 10 века нашей эры), сохранив свой язык и культуру. Часть саков-сарматов осела в среднем течении реки Куры, образовав историческую область Сакасена, которая входила в состав Армении Великой и Албании Кавказской и существует до сих пор (территория современного Азербайджана). 
В Дагестане саки дали начало фамилии Сааков, в Армении – Саакян, в Грузии - Саакадзе. В Аланском же обществе потомков саков стали именовать Сакката (Сагката). Учтите, что речь идет о процессах, происходивших около 2000 - 2500 лет назад. Теперь судите сами, когда зарождались фамилии, имеющие корень Сакка (сагка). Хочу сразу отметить, что все носители фамилий Саакадзе, Саакян, Сааков никакого отношения к иронам не имеют, ну разве что носят имя наших далеких предков по косвенной линии, или в лучшем случае имеют иронские корни. 
Немного иное, я бы сказал, интересное положение с фамилией Саакашвили (Сакашвили). Следует особо выделить, что независимо от звучания фамилии, ее происхождения и истинной генетической принадлежности, носителя фамилии (человека) надо идентифицировать с той нацией, представителем которой он считает себя сам, чью культуру он впитал и на чьем языке мыслит. Сегодня достаточно большое количество представителей Саакашвили считают себя грузинами (и это их право). И в то же время огромное количество представителей фамилии Сакашвили (Сакката) считают себя осетинами и на самом деле ими являются. В Грузии чаще всего вспоминают о Т. Сакашвили (Саккаты), известном дзюдоисте, многократном чемпионе, но главное, хорошем ироне, который не стал изменять своей генетической принадлежности и вынужден был в 90-х годах переехать из Грузии в Осетию. Таких примеров много и в отношении других наций: Джохар Дудаев и Марек Дудаев, Шамиль Басаев и Хазби Басаев; продолжать можно бесконечно, но вывод можно сделать только один: происхождение фамилии (генетика человека) – это одно, реальная же национальная принадлежность на сегодня – это совершенно другое. Чувствовать свою национальную принадлежность и не изменять ей ни в каких ситуациях – удел сильных личностей. 
Но вернемся к теме: представители рода Сакката переселились в Горийский уезд Тифлисской губернии в начале 19 века. При первой же переписи, проведенной на «новых» территориях Российской империи (перепись, как правило, проводили грузинские священники – единственно грамотные члены тогдашнего общества), представители рода Сакката были записаны как Саакашвили, что дословно в переводе с грузинского означает – дитя Сакка. Последним местом компактного проживания была деревня Сакавре (изначально Сака – мревли, что дословно с грузинского означает прихожане из рода Сакка) Горийского района. После этнических чисток, проведенных режимом З. Гамсахурдия против осетин в конце 80- годов прошлого столетия, там уже никто не проживает. 
Теперь проведем этимологический разбор слова «сакка». На первый взгляд, данному этимологическому разбору свойственна множественность решений, но это только на первый взгляд, тем более что результат исследования однозначен. Естественно, упор надо делать на иронский вариант написания и произношения корня в фамилии Сакката – Сагката, поскольку данное слово имеет хоть какой то смысл только в иронском языке. И вообще, на мой взгляд, доминирующими факторами любого этимологического исследования являются генная память и национальная интуиция, и в этом плане любой ирон при одинаковых стартовых условиях имеет массу преимуществ перед тем же В.Миллером, В.Ковалевской, Ж.Дюмезилем, В.Кузнецовым и т.д. 
- Первый вариант: саки (саги)–сарматы. Саг – олень. Сарматы всякие бывали, и в принципе, почему бы быстрые, как ветер, кочевники не могли отождествлять себя с оленями? Вполне. 
- Второй вариант: «сакка» - слово, редко, но все еще употребляемое в современном иронском языке и означает – месиво. Вообще, любая огромная масса варваров-завоевателей, которая носилась по равнинам истории, представляла из себя месиво различных племен и народов, так что сакка – месиво (на языке основного племени) наиболее правдоподобно. 
Добавьте к этому нартское «саккаты хайраг» – (ручной черт Саккаевых в осетинской мифологии), и станет ясно, с насколько древней фамилией в лице Сакката мы имеем дело – ей минимум 2000-2500 лет. 
Ироны настолько древняя и уникальная нация, что этимологический разбор любой фамилии может привести к удивительным результатам – раскрытию ее глубоких исторических корней. Ярким примером тому может служить происхождение фамилии Газзата (Газзаев, Газзашвили). 
По Ванееву, согласно народному преданию, в 14 веке нашей эры предок Газзаевых по имени Газза убил оленя под горой Джермух, основал там деревню и соответственно положил начало роду и фамилии Газзаты. Предание стандартное и довольно примитивное и может рассматриваться исключительно как классический пример народной этимологии, несмотря на все мое уважение к научному наследию Ванеева. Верно одно: представители рода Газзата действительно пришли к горе Джермух в поисках свободной земли во времена «особа» (тотального господства осетин на Кавказе и в частности в Грузии), но не более. Что же касается вопроса о происхождении самой фамилии Газзата, то здесь, мягко говоря, просматриваются гораздо более древние исторические корни. 
Этимологическое исследование не только правдоподобно, но и абсолютно верно лишь в том случае, когда рассматриваются все возможные варианты. З.Ванеев, к сожалению, рассмотрел только один - вариант народного предания (наверное, посчитал, что для рядовой иронской фамилии этого достаточно), в то время как их можно было рассмотреть целое множество. Например, связанные с названием местности или другими географическими названиями: река Газа в Палестине, одноименный древнейший город-крепость Газа на берегу той же реки. Но даже в этом нет необходимости. Первое самое древнее, притом прямое упоминание о фамилии Газзата, а значит и самый правдоподобный ответ можно найти в древнейшей книге человечества – Библии (Ветхий Завет, Книга Неемии, глава 7, где приводится перечень семейств, или фамилий, возвратившихся из Вавилонского плена в Иерусалим). Например, Писание 10: «Сыновей Араха шестьсот пятьдесят два». Могло ли быть у некоего Араха 652 сына? Нет, конечно. В данном случае речь идет не о сыновьях Араха в прямом смысле слова, а о роде (фамилии) и его родоначальнике Арахе.

Там же, Писание 51: «Сыновья Газзама...». Здесь мы имеем дело с тем классическим случаем, когда ничего придумывать и додумывать не надо. Достаточно элементарного анализа готового исторического материала, есть библейский Газзам с двойной согласной «З» в корне. Есть род (фамилия) Газзама, зафиксированный в главной книге человечества. Все просто и логично. Со временем фамилия Газзамта трансформируется в более звучную и легко произносимую Газзата, в полном соответствии с законами этимологии и лингвистики. (иронскому языку свойственно чередование гласных и согласных звуков, а сочетание двух или более согласных, в данном случае «мт», не характерно. Поэтому трансформация Газзамта в Газзата естественна и логична.) 
Итак, мы имеем абсолютно точную инфоромацию из абсолютно достоверного источника - Библии - о времени фиксации простой иронской фамилии Газзата. Дальше вспомните о возрасте Библии и судите сами о времении происхождения фамилии Газзата. 
Разбор практически всех иронских фамилий, несомненно привел бы нас к тем же древним корням и был бы не менее интересным. 


В завершение я еще раз хочу отметить, что ни в коем случае не противопоставляю себя маститым иронским ученым, в том числе автору книги «Осетинские фамилии». Но всегда настает время обогащения, дальнейшего анализа и развития того богатого наследия, которое ими было оставлено.

P.S. Две цитаты из книги (18 век) «Описание княжеских и дворянских фамилий Грузии» Иване Багратиони. 
- «...дворяне Рчеулишвили... Предки их пришли через Кавказские горы, ранее были известны, как дворяне и были имени осетинского...» Стр.62 номер п/п – 50. «Рчеулишвили» дословно означает «избранный» (авт.). 
- «...дворяне Батиашвили... Предки их известны, как осетинские дворяне – тагаурцы, потомки Бате...» 
и... ... ... т.д.

 

P.S.

Генеральному прокурору Российской Федерации Ю. Я. Чайка копия: генпрокурору Южной Осетии М. Чигоеву От семьи Газзаевых (7 граждан России) Контактный телефон 909 7-53-52-51 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. З а я в л е н и е
Господин Генеральный Прокурор
Мы вынуждены обратиться к Вам с просьбой о защите наших интересов, как граждан России. То, что творится в отношении нашей семьи, это даже не беспредел и не беззаконие, это просто абсурд, когда частная собственность огромной семьи отбирается обычным постановлением администрации города, и передается совершенно постороннему человеку, не имеющего абсолютно никакого отношение ни к земельному участку, ни к жилому дому.
А дело в том, что постановлением администрации Цхинвала(Республика Южная Осетия), у моего отца- ветерана Великой Отечественной войны Газзаева Енвера Елиозовича отобрали собственный дом и участок земли (эти шесть земли были выделены ветерану и боевому офицеру в 1956 после демобилизации из рядов вооруженных сил СССР) в городе Цхинвале по адресу: ул. Карла Маркса(Осетинская), 185.
А до этого его жестоко избили , отобрали личный автомобиль и полностью разграбили дом. И никто никаких мер не принял, хотя властям Южной Осетии были известны имена всех преступников.
Ветеран скончался в 2007 году, но у него остались дети, внуки и правнуки-все граждане России, которых власти Южной Осетии лишили законного наследства, и которые теперь проживают в Цхинвале на съемных квартирах. Тем же постановлением администрации г. Цхинвала отобрали жилой дом, принадлежащий мне, Газзаеву Валерию Енверовичу, на правах частной собственности, который я построил в 1988 году в полным соответствии с Законами СССР, и на который у меня есть абсолютно вся необходимая документация.
Мы вынуждены обращаться к Вам, так как защититься самим от произвола, творимого на территории Южной Осетии в отношении нас- граждан России просто невозможно.
Господин Генеральный Прокурор , великая Россия способна защитить права своих граждан в любой точке земли, тем более в Южной Осетии, и мы просим Вашего содействия восстановлении справедливости и возвращения нашей семье частных домовладений и земли. Только не советуйте нам пожалуйста обращаться в судебные инстанции Южной Осетии…. Ну нет там никакого правосудия и даже намека на законность, одни преступные клановые интересы и чудовищная коррупция.
С уважением
От имени семьи,
Валерий Газзаев 14 мая 2015 года.

© Валерий Енверович Газзаев.

Комментарии   

 
+2 #33 Мурат Абаев 27.03.2017 04:06
Ингуши – наследники аланов, это что такое ??
Заранее прошу не называть меня злобным блогером,
я сам осетин.
Цитировать
 
 
+1 #32 Сергей Пациашвили 18.03.2017 13:00
Аланы не имеют никакого отношения к осетинам.
Это первое.
Что касается Цазаря - это было родовое имя.
Но происхождение действительно иронское.
Только происходит оно не из Алании.
Иронов в Древней Греции называли не иначе как ахейцы.
Если вы посмотрите на бюст Перикла или Платона, то увидите, что они вылитые осетины.

Греческие Афины - это изначально чисто иронская страна.
Они создали философию, греческую трагедию и всю современную науку.
Они же вместе с арийцами основали Римскую Республику и считались патрициями.
Цезари - это род римских патрициев ахейского происхождения. Так что осетины - это не просто великий народ, это самый великий народ в человеческой истории.
Цитировать
 
 
+2 #31 Sos 12.10.2016 22:47
Предатель одно...!!! Еще и как учитель говно!!!! Кроме денег ничего больше не нужно....
Цитировать
 
 
+3 #30 Сослан 31.07.2016 22:39
На Кавказе, где в целом преобладает переднеазиатска я раса, сталкиваются европейские и азиатские группы. Рыцарский народ осетин, потомки алан, отличается более высоким ростом, среди них 30% блондинов со светлыми глазами.
Ганс Ф. К. Гюнтер (1891-1968). Краткая расология Европы.
(Hans Friedrich Karl Günther (16. Februar 1891 in Freiburg im Breisgau; War ein Deutscher Eugeniker, der in der Weimarer Republik Rasseforscher.
Zahlreichen Forschern gilt er neben Houston Stewart Chamberlain).

http://historicalchroniclesarenotforgott.blogspot.com
Цитировать
 
 
+4 #29 Сослан 31.07.2016 22:37
Oсетины - «последний осколок обширной группы племен»,
которые античные авторы называли скифами, сарматами и аланами.
Жорж Дюмезиль (Известный французский исследователь)
Мы были единодушны (с Ж. Дюмезилем — прим. Ц. X.) признавая важность для европейской науки народа осетин, последних потомков скифов.
Эмиль Бенвенист

Летопись занятий Археографическо й комиссии, 1882-1884:
http://pereformat.ru/wp-content/uploads/2014/11/iron-03112014-2.jpg

А.Я. Гаркави – О происхождении названий некоторых крепостей на Таврическом полуострове. 1875 г.:
http://pereformat.ru/wp-content/uploads/2014/11/iron-03112014-3.jpg

http://historicalchroniclesarenotforgott.blogspot.com
Цитировать
 
 
+3 #28 Абаев Марат 07.07.2016 07:18
8)
Цитировать
 
 
+3 #27 ЦарАти 05.04.2016 15:03
Еврейская фамилия,,ган,, и израильская семья ,,тувалцы,, или ,,туальцы,, одного поля ягоды.
Цитировать
 
 
+4 #26 ЦарАти 05.04.2016 13:31
Насколько мне известно фамилия ,,Ган,, имеет чисто еврейские корни,а ,,туалта,, или ,,тувалцы,, это древняя израильская семья.Еврей поносит евреев. Это что-то новенькое.))
Цитировать
 
 
+7 #25 кобор 17.12.2015 19:50
К вашему сведению,Осетин ы произошли из благородного рода (арийцев).Осети нскому происхождению и историй позавидует любая нация мира.Осетин (скифов, сарматов,алан) издревле во многих ведущих царствах считали воинственными,б лагородными, непобедимой армий. Они дали огромни вклад развитие многих европейских и азиатских народов. К вашему сведению Ген К,Ф, АЛНЫ Осетини в грузий господствовали над народом. До недавнего времени в Грузий праздновали в честь покровителей своих, праздник, ОСОБА (Осетини). Грузин с Осетинского (гуржиаг) переводиться ХОЛОП ,а также в иранских (фарси) и тюрских народов звучит также. Осетини как умирающий, ослабевший ЛЕВ, которого многие изголодавшие шакали, кусают ,наподобие тех ,кто оскверняет честь ОСЕТИНА. Г,Р,Д. (Кобор).
Цитировать
 
 
+5 #24 кобор 17.12.2015 18:20
С уважением к грузинскому народу. Осетины из благородного рода (арийцев) вышли, история их богата настолько, что любая нация позавидует им. Грузин ,с осетинского (гурджиаг)в переводе,звучит ХОЛОП. Произношение этого слова издревле применяют в фарсийских и тюркских странах .
Цитировать
 
 
+5 #23 Сармат 04.09.2015 13:06
Валера,
Давно наблюдаю за вашими попытками самореабилитаци и в глазах людей и возвращения к былому уровню. Расслабься. Ничего из этого не получится. У каждого человека бывают друзья и недоброжелатели . Бесполезно что-то говорить когда эти недоброжелалтел и - весь народ ЮО. Для них вы предатель. Они вас вычеркнули навсегда. Нужно признать свои былые ошибки и покаяться. Вот тогда может есть один шанс из тысячи. Вас не признает даже ваша собственная фамилия, Газзаевы.
Кстати, ваши исторические изыскания также не выдерживают никакой критики - вы несёте чепуху. Элементарные знания в истории народа и простая логика говорят о том, что если осетинская фамилия насчитывает не тысячи, а хотя бы 500 лет, она разростается неимоверно, или как чаще бывает, разделяется на несколько фамилий. Не позорь себя дальше, расслабься и живи спокойно в России или поезжайте на историческую родину - сетор Газа.
Цитировать
 
 
+7 #22 Валерий 17.05.2015 09:14
Ган К.Ф... чушь все это собачья... Есть древнейшее грузинское племя-мегрелы.. .так вот про мужественных мужчин они говорят дословно " Вах ра алани а", что в переводе дословно означает "Какой Алан".... Порядочная семейная женщина на том же древнем грузинском языке зовется ОСУРИ..тут даже и перевод не нужен..
Цитировать
 
 
+8 #21 Валерий 17.05.2015 09:10
Чушь сплошная...Южны е осетины прямые потомки сарматов (самое воинственное из скифских племен) ...Почитайте работу Иванэ Багратиони "Происхождение грузинских дворян и князей", написана она еще в 18 веке, вот там про осетин все написано правильно. Главное слово там ТАНОВАНИ ОСИ, что переводится как прекрасно сложенный осетин... До сих пор древнейшее грузинское племя мужественных мужчин называет не иначе как "Вах ра алани а" , что дословно означает Настоящий Алан..... Порядочная домохозяйка по мегрельский до сих пор называется Осури....Здесь переводить и не стоит, тут даже коню понятно...
Цитировать
 
 
+6 #20 Коба Гаглоев 16.05.2015 17:47
Дом, святое....Чужой дом,это чужая судьба, а в доме аура хозяев..Я знаю много таких фактов, когда простым решением администрацией города( Габараев Вадик), выносились подобные решения(преступ ления)..
Цитировать
 
 
+6 #19 Nazi 05.05.2015 02:26
Lermontov na samom dele Lerman -
Цитировать
 
 
+6 #18 Nazi 05.05.2015 02:24
VSEM PRIVET !
a Lermnotv est Lerman familiya bylo peredelano
Цитировать
 
 
+7 #17 Георгий 02.04.2015 10:51
от кого произошли Кокуатае
Цитировать
 
 
+7 #16 betre 26.12.2014 01:44
Цитирую Dina:
Откуда выходцы фамилии Кокуатае-Кокоевы? :-|

из Къани(Шанаты къау)
Цитировать
 
 
-2 #15 Инна 16.11.2013 18:52
Тумаева это Осетинская фомилия? :o :o :o :-)
Цитировать
 
 
+6 #14 Алан Салбиев 18.06.2013 10:24
Свою ущербность как личность, как человек, Михаил Лермонтов с хладнокровием убийцы вымещал на «туземцах».
Именно на тех, чьи потомки с таким пиететом почитают его лишь за то, что в некоторых своих произведениях Лермонтов нелицеприятно высказывался о народах Кавказа.

К примеру, адыги и вайнахи в одном из произведений Михаила Юрьевича описаны как «разбойники, голыши», про осетин сказано, что мы «преглупый народ», «жалкий народ».
На мой взгляд, из уст подобной личности как раз похвала должна быть оскорблением.
Цитировать
 
 
+5 #13 Ольга 18.06.2013 10:19
Поручик Лермонтов уже давно переехал из Владикавказа в Кисловодск, но говорят обещал вернуться обратно :-)
Цитировать
 
 
-7 #12 В. Иванов 18.06.2013 10:14
Во Владикавказе открыли памятник поэту Михаилу Лермонтову ? :lol: :lol: :lol:
Цитировать
 
 
-10 #11 Ган К.Ф. 18.06.2013 10:10
"...Внимательно му наблюдателю поневоле бросается в
глаза, что южные осетины, которых северные называют
"туальта", своей внешностью и своими манерами довольно
резко отличаются от северных.
...Южные осетины производят впечатление менее
благоприятное, чем северные, как в физическом, так и в
нравственном отношении... При этом в них до сих пор
замечается какое-то угнетенное настроение, которое
сохраняется с тех времен, когда они были бесправными
холопами грузинских князей.
..."Оси", т.е. осетин, у грузин чуть ли не ругательное
слово...
Осетины и грузины, живя рядом, никогда не соединяются
в одну деревню, и живут всегда особняком. Браки между
обеими народами крайне редки"
"...Между южными осетинами, ксанцы - жители среднего и
нижнего течения реки Ксанки, не пользуются особенно
лестной славой у других, от того, что они своих жен
отправляют по городам в качестве прислуг..."
Цитировать
 
 
+5 #10 Магомед 18.06.2013 09:53
Длительный процесс становления имеют осетинские фамилии, а также осетинские имена. Весьма ограничены письменные источники, которые свидетельствуют у осетин об этом процессе.
Отсюда следует, что для выявления истории образования осетинских фамилий следует обратиться к этнографическим , фольклорным и лингвистическим материалам.
Цитировать
 
 
+7 #9 Заур 18.06.2013 09:47
Между «иронами» и «дигорами» были не только языковые расхождения, но и типи мышления, и соответственно расхождения в синтаксисе. Так было угодно Богу. Сегодня, наша молодежь былых стереотипов отвергает, и не прислушивается к ворчунам от старших. Эти стереотипы уже отжили свой век. Молодые ребята и девчата не смотрят, при выборе семейной пары, на принадлежность к иронам, дигорам, къударам. Через некоторое время все грани по менталитету уже будут стерты. Но два языка нам надо беречь, до поры до времени, как зеницу ока. Благодаря этому, этимологическая составляющая нашей нации стоит не на одной, а на двух ногах
Цитировать
 
 
+10 #8 Заур Дзицоев 18.06.2013 09:46
В отношении «ном», я бы отметил, что это слово попало в Египет из страны «Ир», современной Осетии. Так же как и религия «бон» (день – символ света) принесли в Монголию – из Осетии.
Согласен и с оценкой слова «ирон». В те далекие времена Атланты всячески скрывали свое истинное происхождение. Поэтому, запускали в политический оборот иные имена.
У осетина Одина (Скандинавско-И сландского божества), бывало около 40 имен. Он, с разными собеседниками представлялся разными именами. Но это уже в прошлом. Сегодня нам уже ничего не надо скрывать. Наши великие предки свою божественную миссию исполнили сполна. Бог и не скрывал, что этой миссии придет конец. Поэтому, как одна нация с двумя языками, в научном обороте следовало бы писать «Осетины-ироны» и «осетины-дигоры ». Коротко «осироны» и «осдигоры».
Цитировать
 
 
+9 #7 Заур Дзицоев 18.06.2013 09:46
В отношении «Фараон» и вообще египтологии, согласен на все 100. Это были носители осетинского менталитета и языка. По крайней мере, на начальном этапе. У Атлант, была, доказуемая этимологией, практика, когда от них в сношениях с местными женщинами нарождались новые, похожие на местный народ, будущие правители. Поэтому имеем «Фæраон» - (фæ+ра+он), сделаться Солнецеподобным . Поскольку, Солнце «Ра», воспринимался, и трактовался духовными наставниками Египта, как божество, то соответственно в слове «Фараон» закладывалось сочетание «властелин» и «божество». Позже в этих титульных должностях появился «мон» - дух, или «дин» - религия. Поэтому, расшифровка Египетских и других письменных источников древности под силу только осетинам, по духу и по языку.
Цитировать
 
 
+5 #6 Заур Дзицоев 18.06.2013 09:42
Валера, об "осетино- иврит- идиш", наука еще не проснулась. Ашкенази - (Ас+кен+ас); (ив+р+ит); (и+дис). Ничего удивительного в словосочетании (газза+ам) - газза+здесь. Из двух "а" один отпал. Реальную историю делали Атланты.

Везде мы будем встречаться с осетинскими реликтами.

Атланты говорили на своем языке (во всяком случае на начальном этапе управления) и осетинские слова в искаженном, для осетинского слуха, виде попали во все языки, сохранившиеся с древних времен.
Цитировать
 
 
+6 #5 Kakoito 18.06.2013 09:39
Статья изобилует неточностями. Например, фамилия на -ури и -ули вовсе не мегрельская, а xевсурская, моxевская или каxетинская.

Но более всего раздражает преднапряжённое состояние писателя по поводу так называемого несоответствия грузинскиx букв осетинским звукам.

И это при том, что для -XЪ, -ДЗ, -ДЖ, -ГЪ, -КЪ, -ПЪ, -ТЪ используется по два знака, а грузинскими буквами по одному на каждый. Причём, осетинское -XЪ это далеко не русское -X с твёрдым знаком, и человеку, которому чужды такие звуки, без особыx примеров произношения иx не освоить. А уж русское -Ы в осетинскиx словаx как рукав, пришитый к штанам.

Из всеx алфавитов наиболлее далёка от осетинского языка именно кириллица. В грузинском алфавите имеются знаки для всеx осетинскиx звуков, включая йоту, нейтральное -и (вместо -Ы). Но, как говорится, не xочешь - как xочешь.
Цитировать
 
 
+3 #4 Pingwin 18.06.2013 09:38
Привет,всем!))Х отел задать вопрос фамилия Шманаев какого происхождения? просто мне написали что это имеет осетинские корни или грузинские? Подскажите! :lol:
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Статьи Происхождение осетинских фамилий