На благо и пользу города курорта-Пятигорска
- Подробности
- Создано 07 Декабрь 2015
- Просмотров: 3575
Пятигорский курорт к началу ХХ столетия уже получил всероссийскую известность. Рост числа приезжих не застал врасплох квартиросдатчиков, поскольку местные и приезжие предприниматели заботились об увеличении гостиниц, «мебелированных комнат», «нумеров» и т. д. Здесь имелись гостиницы «Малороссия», «Франция», «Центральная», «Швейцария», «Европейская» и «Новоевропейская», «Кавказское подворье», «Курорт» — всего к 1889 году в Пятигорске насчитывалось 11 гостиниц.
Росло и количество домохозяев, сдававших комнаты курсовой публике. Наибольшей известностью пользовались «мебелированные комнаты» в домах Тупикова, Пожидаева, Чернявской, Моделя, Захарковой и других. И все же «квартирный вопрос» оставался. В основном гостиницы были рассчитаны на небольшое количество постояльцев, не более трех десятков человек. Да и уровень комфорта как в гостиницах, так и в частных домах оставлял желать лучшего.
Наступление нового, ХХ, века совпало с подготовкой к столетию Кавминвод. В канун юбилея на всех курортах произошли большие перемены, которые коснулись и положения с жильем. Причем выросло не только количество квартир, но и их качество. Главную роль здесь сыграли два фактора. Первый — строительство сразу нескольких гостиниц — вместительных и комфортабельных.
Пятигорск получил их сразу три — на средства Управления Вод была возведена Казенная гостиница, переданная в аренду М. М. Михайлову. Приказчик Г. В. Александров на выигранные в лотерею 200 тысяч рублей построил «Эрмитаж». А предприниматель А. В. Замковой воздвиг гостиницу «Бристоль», о которой лейб-медик Л. А. Бертенсон отозвался так: «Я живу в такой гостинице, при входе в которую мне кажется, будто я в Париже или Берлине. Таких прекрасных сооружений нет на заграничных курортах». Действительно, подобным уровнем сервиса могли похвастаться лишь немногие гостиничные заведения Кавминвод: мягкая мебель, водяное отопление, лифт, в каждом номере телефоны, а во многих — ванны. Ресторан с богатейшим выбором блюд и вин, живописный внутренний дворик с фонтаном…
Но одни гостиницы квартирную проблему не могли решить. В Пятигорске развернулось и дачное строительство, которое выплеснулось за пределы города, захватив подножие Машука. Вдоль кольцевой дороги, охватывающей гору, нарезали двести с лишним участков, которые должны были создать «дачный пояс» Машука, связанный кольцевым маршрутом трамвая. К сожалению, а может быть, и к счастью, мировая и Гражданская войны помешали осуществлению этого грандиозного замысла — дачный район добрался только до Провала, от которого и получил свое название.
Новый район вырос очень быстро. Строгие правила, регламентировавшие действия арендаторов, а впоследствии владельцев земли, обязывали их не занимать участки различными временными сооружениями, а сразу же приступать к строительству основного здания и вести его быстро. В обязательном порядке требовались благоустройство территории, посадка деревьев. Зеленый наряд Провальского городка, созданный владельцами дач, дополнил прекрасный бульвар, посаженный за счет Управления Вод. Справа и слева от него проложили благоустроенные шоссе. Серьезное внимание обращалось на то, что мы называем теперь экологической обстановкой. Правилами аренды участков категорически возбранялось устройство на них «заводов, фабрик и механических заведений». С большими ограничениями допускалось строительство ресторанов, магазинови т. п.
Известный российский ученый, профессор А. И. Краснов, объехавший полмира и хорошо знавший толк в рекреационном сервисе, отмечал: «Это европейский курорт ХХ века. Построен по замыслу, архитектуре и удобствам, не уступающим лучшим постройкам курортов Западной Европы». Действительно, провальские дачи отличались высоким уровнем комфорта. Электрическое освещение, водопровод, телефон, лифт — все это дополняло пребывание в живописной здоровой местности с обилием солнца и свежего горного воздуха, вдали от суеты и городского шума. В городке имелись необходимые курортной публике учреждения и заведения — Тиличеевские серные ванны (ныне Пироговские), первоклассный ресторан, кафе, летняя эстрада для музыкантов.
При этом район не был изолирован от курортного Пятигорска — с вокзалом, ваннами и лечебницами, с ресторанами и кафе, расположенными в центре города, его связывала трамвайная линия. Кстати сказать, появление трамвая во многом повлияло на местоположение квартир для приезжих. Не зря так яростно сопротивлялись электрическому транспорту домовладельцы курортной зоны, опасаясь конкуренции других городских районов. И действительно, именно благодаря трамваю смог построить свою гостиницу «Метрополь» на Базарной улице В. И. Сеферов, а на Царском проспекте, рядом с Казначейством, появились «мебелированые комнаты» М. И. Сикорской, о которых в рекламном проспекте сообщалось: «Высокие, сухие, на солнечную сторону. Балконы на улицу и в сад. Совершенно изолированы от буфетно-ресторанной атмосферы существующих гостиниц. Имеют характер приличной домашней квартиры, представляющей выгодные условия для жизни во всех отношениях. Абсолютная тишина и спокойствие».
Даже такой, отдаленный от Машука район, как м-н Заполотнянский на горе Пост, стал застраиваться так называемыми «доходными домами», специально рассчитанными для сдачи комнат приезжим. Имелись такие дома и в других частях города, особенно много их было на улицах Теплосерной, Эмировской (Октябрьской), Дворянской (К. Маркса). Заполнились изящными особняками-дачами и неудобья на крутом склоне Машука, близ Госпитальной площади — и тоже потому, что через эту территорию прошла трамвайная линия на Провал. Следует сказать, что «квартирный промысел» был настолько выгоден, что занимались им не только лица, имевшие отношение к предпринимательству, но и люди интеллигентных профессий. А многие врачи, сдавая больным квартиры, организовывали в своих домах и клиники, создавая таким образом основу для будущих санаториев.
Вадим Хачиков, заслуженный работник культуры РФ.-http://khachikov.ru/