Почему школе нужен сайт?

Почему школе и учителю нужен сайт?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте подумаем, а зачем учителю нужен сайт вообще. 
В чем его насущная необходимость и, если хотите, незаменимость именно для педагога, на которого и без того слишком много свалилось в свете модернизации образования.

Экскурс в проблему

На заре КПМО одна из его императив потребовала, чтобы все российские школы в экстренном порядке обзавелись сайтами. А как же иначе? Коли у нас по отчетам на местах практически завершен процесс информатизации образования, то лучшим доказательством этому как раз и будут эти повсеместно и всем доступные в Сети веб-страницы. На этих страницах школа всем расскажет и покажет, как она информатизировалась и как это на самом деле хорошо. Администрация школ взяла под козырек и в кратчайшие сроки провела сайтостроительную мобилизацию всех учителей информатики. А кого же еще? И то, что информатик этим заниматься в принципе не должен - его дело, по штатному расписанию, преподавать детям курс информатики, а должен специально принятый в штат для этого человек (системный администратор, пусть это и будет нагрузкой к его основной работе, но хотя бы это близко к его специализации!) они в расчет даже не брали.

Согласия информатиков при таком раскладе, сами понимаем, никто не спрашивал. А из-под палки трудно добиться положительных результатов.  Именно поэтому, переходя по ссылкам адресов таких  вымученных сайтов, в отчетах на сайте КПМО раз в полмесяца регулярно обновляемых, на деле же, дай бог, чтобы раз в год, чувствуешь, что в который раз кто-то кого-то обманывает.

Не все сайты школ таковы, процентов пять из них рабочие, жизнь кипит на них, а форумы заполнены тысячами постов учеников и учителей.

Но по отчетам они равны: и сайт-трудяга и сайт-истукан, потому что отчеты идут по количественному признаку, а не по качественному. Но так не может вечно продолжаться.

Правильно сказал один известный американец: «Информатизация только тогда станет эффективным инструментом преобразования действительности, когда суть её постигнет вначале администрация всех уровней, а уж потом исполнители.»

Если бы администрация высшего и всех нисходящих эшелонов «постигла информатизацию», она бы не требовала сжатых сроков её реализации, потому что это далеко не просто, да и физически невозможно быстро, по приказу, она бы знала, что для этого, и для создания сайта в том числе нужны специалисты (а для них нужны ставки), время, инструменты и материальные средства, которых у школы нет. Что прежде нужно провести огромную комплексную работу по воспитанию информационной культуры у исполнителей, иными словами сначала создать благоприятную почву, удобрить землю, а уж потом сеять. А у нас сначала закатали в асфальт инструкций, а потом прислали сеятелей. А сеятели  - им-то что, их работа оплачена - отсеялись по асфальту и отчитались. И отчеты были приняты!

Именно поэтому, большинство учителей, имеющих сайты, ответит: нам сайт, как корове седло, приказали, мы  сделали, а зачем оно нам - не разумеем (сказали: надо, значит - надо!), и, между нами, разуметь не желаем.

Вот почему вопрос «ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЮ НУЖЕН САЙТ?» потребовал такого экскурса в неспецифическую для сайтостроения область: у большинства учителей отбита мотивация к подобной деятельности изначально.

Поэтому мы будем говорить в дальнейшем об идеальном учителе, идеальном сайте, которые возможны только в идеальных условиях: администрация имеет информатизированное сознание, которое заразило своей экспрессивностью всех, обеспечило соответствующие условия и тем самым породило информационную культуру в конкретно взятой идеальной школе.

Стремление к идеалу

Сайт нужен! И школе и учителю. И ученику. Это - реальность, поскольку информатизация, несмотря на все препоны, продолжает свое триумфальное шествие по миру. Мы все свидетели того, как за считанные годы сотовая связь превратилась из атрибута роскоши в повседневную необходимость. Никто не предполагал, что так будет, однако так стало. То же произойдет и с информатизацией  и образования в том числе. Мы обречены на неё.

Но что же такое сайт для учителя? Это коммуникационный центр, позволяющий преобразовывать, хранить, транслировать, в том числе интерактивно, информацию, направленную на решение проблем образовательного характера в масштабах класса, школы или же района, области, страны, мира. Целевую аудиторию определяет изначально разработчик сайта, однако этими рамками сайт никогда не ограничивается, поскольку его адрес доступен в Сети всему миру, а проблемы образования актуальны для всего человечества. Кроме того, сайт может выступать и как СМИ, и как средство дистанционного образования, и как интернет-магазин учебно-методической литературы и дидактических материалов, как место обсуждения актуальных вопросов - форум - неограниченным количеством участников, как доска объявлений, как файлообменник и много чем полезным еще. И только в последнюю очередь - визитной карточкой создателя. Вот как раз только эту-то последнюю функцию подавляющее большинство педагогов, их ли личный это сайт, родной ли школы, и реализует в Сети.  Потому что это просто: сделал и забыл, а по отчетам он есть и приносит определенный дивиденд: как это весомо услышать в характеристике - «учитель (школа) имеет свой сайт!», как это значимо - ощущать себя владельцем кусочка интернета! Вечная визитка устраивает многих. Пока.

Но давайте не будем обманывать сами себя. Времена, когда администрации всех уровней выгодна статистика количества, а не качества в данной области, уже проходят.  Если президент РФ завел свой видеоблог и еще четыре информационных сайта в дополнение к сайту-визитке, это что-то да значит. Не исключено, что уже завтра сверху потребуют немедленно обзавестись таким интернет-хозяйством от каждого педагога. Чем можно будет ответить на этот вызов времени? Очередным сайтом-истуканом, выполненным по технологии, морально и физически устаревшей еще лет пять назад (Конструктор сайтов, MS FrontPage и т.п.)?

Чем отличается статический сайт от динамического

Существует принципиальное отличие, которое никогда не поставит эти два вида на одну ступень иерархии: статический сайт хранит свои данные в html-страницах, а динамический - в базе данных, иначе говоря, первый существует постоянно, независимо от того, загружен он в браузере или пользователь, просмотрев,  закрыл его, а второй - только во время его просмотра. Как только пользователь закрывает браузер, динамический сайт распадается на тысячи мелких кусочков информации, которая хранится в ячейках таблиц базы данных, расположенной на сервере и сервером же охраняемой от внешних посягательств. Когда же пользователь набирает в адресной строке браузера  адрес такого сайта, специальная программа (скрипт) считывает содержимое страниц из базы и «склеивает» в привычную для пользователя веб-страницу. А мне-то какая разница, - спросит пользователь, - какого типа страницу я вижу перед собой? Главное - результат! С этим может согласиться только тот, кто никогда не создавал и постоянно не обновлял свой сайт.

Давайте вспомним на примере «Конструктора сайтов», как происходит процесс обновления статического сайта. Хотя этот пример - типичный для всех конструкторов такого типа, как бы они ни назывались.

Вы всегда храните проект своего сайта в папке C:\\work (если при создании сайта не указали иной путь). Чтобы разместить в нем новую информацию, вам необходимо запустить «Конструктор», открыть проект, создать новую или открыть нужную страницу, вставить в неё скопированную из какого-либо файла информацию или набрать с клавиатуры, отформатировать её и сохранить изменения. Далее вы прямо из «Конструктора» цепляетесь по ftp-протоколу к своему серверу и копируете обновленный сайт на место старого. Правда, «Конструктор» очень плохо с этим справляется (он «заточен» только под московский сервер разработчиков программы) и вам либо приходится использовать стороннюю программу (ftp-клиент, например, FileZilla, в крайнем случае, Проводник), чтобы загрузить свой сайт на сервер, либо вести на съемном носителе системному администратору родного сервера.

Все это хорошо, только одно огорчает: регулярное обновление статических сайтов вас разорит. Почему? Давайте считать. Мегабайт трафика сегодня стоит порядка 2,5 рублей. Обычный учительский сайт, содержащий хотя бы несколько презентаций, фотографии, занимает в среднем 30 Mb. Значит, чтобы только один раз обновить его, у вас вычтут в счет оплаты интернета 75 рублей. Представьте, что вы обновили сайт, загрузили его в браузере и - о досада! -  видите допущенную по недогляду грубую орфографическую ошибку. Если вы не знаете html (а тот, кто его знает, не пользуется всякого рода конструкторами), вам придется заплатить еще 75 рублей, чтобы её исправить. А если в течение месяца вам придется каждый день выставлять какие-либо новости, объявления и пр.? Сумма будет внушительной. А стоит ли овчинка такой выделки?

В общем, неудобство это существенное. Кроме того, сайт в 30 Mb не так быстро загружается на сервер или удаляется с него. В зависимости от проводимости канала и его загрузки на конкретный момент времени, мы никогда не можем знать точно, как долго мы будем обновляться. Знакомый информатик всего из-за пяти строк объявления обновлял сайт 1,5 часа. Надо ли перечислять всех святых, которых он при этом поминал?

Обновление такого сайта привязывает владельца сайта к конкретному компьютеру и конкретной программе. Если вас послали в командировку и там, вдали от дома, потребуется опубликовать на своем сайте важное сообщение, у вас ничего не выйдет, разумеется, если вы не прихватили с собой на флешке проект сайта и «Конструктор сайтов». Только кто вам позволит на чужом компьютере установить эту программу, зная, что это накажет его на десятки рублей интернет-трафика?

Думается, мы нашли достаточно оснований считать статический сайт обузой.

А теперь внимание: для обновления динамического сайта в любое время, в любой точке земного шара, где есть Интернет, нужно только знание своих логина и пароля.

Динамический сайт состоит из двух частей: пользовательской (то, что видит любой человек с улицы, набравший адрес вашего сайта в браузере) и администраторской, в которую можно попасть также через браузер, но по другому адресу (например, для сайта под управлением Joomla этот адрес выглядит так: http://адресвашегосайта/administrator).  Набрав его, получаем окно входа в панель управления своим сайтом, вводим логин, пароль и оказываемся внутри. Здесь мы можем опубликовать любой материал, нажимая на кнопки управления панелью, и это напоминает по функциональности  уже известный многим конструктор. Только трафика потратится ровно столько, сколько информации вы добавили.  Не нужно ни удалять старого сайта, ни заливать нового, все проходит в интерактивном режиме. Закончив, мы нажимаем кнопку «Выход», и «дверь» в админпанель нашего сайта захлопывается за нами. До следующего визита-обновления.

По сравнению со статическим сайтом - это колоссальный прорыв вперед. Вы владеете сайтом, который управляется программной оболочкой, не зная никаких языков программирования. Чтобы опубликовать новость, вам достаточно войти на сайт, как к себе домой, воспользовавшись ключом, напечатать с клавиатуры или скопировать из файла информацию и захлопнуть входную «дверь» за собой. Это легко, выгодно, современно. А возможности коммуникации у такого сайта, не в пример статическому, неограниченны.

Что может делать динамический сайт?

Итак, мы выяснили главное отличие статического сайта от динамического. Первый является продуктом какой-либо программы-конструктора, второй сам является программой, ориентированной разработчиками на пользователя с уровнем владения офисным Word. Как всякая программа, динамический сайт обладает множеством настроек и функциональных возможностей, существенно облегчающих работу с публикуемой информацией.

С помощью динамического сайта можно с минимальными потерями трафика регулярно, а главное, быстро публиковать актуальную информацию.  Для сравнения, чтобы вывесить расписание уроков на четверть на динамическом сайте, потребуется порядка 1 минуты, на статическом - не меньше 5 минут. Причем потери трафика будут порядка 100Kb (примерный объем расписания), или 25 копеек, при потерях при обновлении статического сайта размером 30 Mb  - 75 рублей 25 копеек, иными словами, имеем разницу в 301 раз.

Динамический сайт имеет возможность расширения своих возможностей посредством установки на него различных  дополнительных приложений: фотогалерей, гостевых книг, форумов, файловых менеджеров, RSS модулей (автоматическая публикация новостей с других сайтов), опросников, интернет-магазинов и т.п. По мере выхода в свет новых версий динамический сайт можно обновлять простым нажатием на соответствующую кнопку. Как правило, эти обновления касаются усовершенствования уровня безопасности сайта, т.е. защиты от взломов сетевыми злоумышленниками. Кому потребуется взламывать сайт учителя (школы)? -  возразит непосвященный пользователь. Но взломы происходят не только в целях наживы или похищения ценных сведений. Бесполезный в этом отношении сайт могут взломать просто из интереса (юный хакер решил потренироваться) или с целью рекламного размещения ссылок на весьма сомнительные, с точки зрения морали, ресурсы. Часто учитель сам заражает свой сайт при обновлении, даже не подозревая об этом. Это вопрос безопасности того компьютера, на котором установлен «Конструктор» и, соответственно, проект сайта. Существуют вирусы, которые сканируют содержимое всех каталогов компьютера и прописывают свой злонамеренный код во все найденные на компьютере html-файлы и типичные для сайтов директории (например, папки изображений на всех сайтах называются одинаково: images). Эти вирусы специально написаны в расчете на пользователей конструкторов сайтов. Их разработчики безошибочно ставят на то, что пользователь загрузит на сервер обновленный сайт вместе с их вирусом, который при обращении к зараженному таким образом сайту с улицы начнет атаковать компьютеры гостей сайта.  Написаны они на JavaScript, и антивирусами не определяются. Поэтому не редки случаи, когда учитель заходит на свой ресурс, но вместо привычных страниц на привычном адресе попадает на порносайт, соответственно, туда же попадают и ученики, собравшиеся скачать  домашнее задание. Именно поэтому нельзя игнорировать вопросы безопасности сайта. Конечно, за неё в первую очередь отвечает системный администратор сервера, на котором размещен сайт учителя, но все же учителя в 99% случаев заносят вирус на свой сайт со своих компьютеров при обновлении статического сайта. Динамический сайт эту возможность пресекает изначально, поскольку все данные хранит в базе данных, которая лежит на сервере, значительно более, чем компьютер пользователя, защищенном знаниями и умениями профессионала - системного администратора.

Возможности динамического сайта позволяют реорганизовывать структуру сайта простым переносом тематических страниц или категорий страниц из одного раздела в другой. Статический сайт таких легких возможностей не имеет.

Сегодня практически каждая семья имеет доступ к интернету. Поэтому учитель может и должен использовать интернет-технологии в образовании. Все, кто имеет опыт работы в Сети, знают о существовании сервера Википедия, который является ярким примером реализации таких технологий. Любому учителю под силу превратить свой сайт в Википедию по своему предмету, чтобы ученик, либо в рамках проекта, либо банально пропустивший занятия по болезни или какой-либо иной причине, мог изучить тему самостоятельно. Для каждого ученика можно создать на сайте отдельный кабинет с доступом по уникальному паролю, в котором ученик может публиковать выполненные домашние задания и там же получать оценки.

Каждый педагог может вести на своем сайте классный журнал, посещая который родители будут в курсе всех учебных дел своего дитяти.

Сайт учителя должен иметь обратную связь (e-mail), чтобы родители могли задавать интересующие их вопросы прямо на сайте, поскольку не всегда у них есть время на личную встречу.

Сайт учителя просто обязан иметь форум или чат, чтобы обеспечивать коммуникацию в реальном времени по любым вопросам, в частности, школьной программы.

Все это легко воплощается в жизнь с помощью динамического сайта на основе Joomla!, чего не может дать продукт «Конструктора» или аналогичных программ.

Только нужно пользоваться таким сайтом каждый день, что, по опросам,  кажется обременительным 90% учителей.

Но так ли уж это обременительно? На этапе создания сайта придется тратить достаточно большое  количество времени, но, уже готовый, он не будет отнимать больше, нежели отнимает проверка тетрадей.

Работа с динамическим сайтом связана с постепенным осмыслением и постижением интернет-технологий. Учитель должен освоить их, потому что нельзя в этой области ходить в потемках, постоянно рассчитывая на чью-либо помощь. (Мы уже говорили о том, как по незнанию учителя заражают свои сайты при их обновлении! А это уже не личное дело каждого, ведь незнание не освобождает от ответственности - пусть моральной - перед компьютерами пользователей, которые могут пострадать, и страдают вследствие элементарного ИКТ-невежества. Кстати, такие атакующие сайты, по мере обнаружения блокируются системой безопасности Google, Yandex, которые регулярно отслеживают таких агрессоров в Сети. Удручает больше другое: эти сайты по большей части невосстановимы и их немедленно удаляет системный администратор. Вот беда! - скажет учитель, - залью новый сайт, его же копия имеется на компьютере! Только новый сайт ждет та же участь: не больше недели жизни в интернете, ведь вирус уже в самом «Конструкторе», а значит, и в новом сайте. Врага надо знать в лицо. Поэтому перед учителем два пути: либо постигать интернет-грамоту самому, либо платить немалые суммы тем, кто это сделал раньше него (бескорыстие продвинутых коллег и друзей не бесконечно.)

Нельзя говорить, что это легкий путь. Но он постепенно формирует информационную культуру человека.

Да никто и не требует создать такой, по-настоящему рабочий, вернее, учебный сайт в ограниченные сроки. Каждый день добавлять на него по уроку, который проводишь в классе, - и к концу года будем иметь целый вики-курс, которым можно пользоваться бесконечно как ученикам, так и самому учителю при подготовке к уроку.

Есть весьма точная, уж поверьте практику, формула: сначала ты работаешь на ИКТ, потом ИКТ работают на тебя. И вывод отсюда верен тоже: ИКТ без тебя обойдутся, когда ты решишь обойтись без ИКТ.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вы здесь: Главная Статьи Почему школе нужен сайт?